вторник, 27 апреля 2010 г.

Социальная экология молодёжи Ида-Вирумаа.

Экология человека – по своей сути синтетическая наука, исследующая общие законы взаимодействия биосферы и человечества, влияние среды обитания на человека. Среда обитания людей включает биоприродную и социально-культурную составляющие. В этой системе человек выступает как социальное существо. Как естественный фактор обеспечения природного права человека на жизнь, в экологии человека важное значение имеет не только здоровая окружающая среда, но и социально-политический фактор. Экологии человека – это и культурологический фактор, который предполагает обеспечение возможностей взаимодействия человека и подлинных культурных общечеловеческих ценностей. В каком обществе живет человек, какие социальные роли он выполняет, насколько имеются условия для самореализации его духовных сил, таковы возможности раскрытия и проявления его способностей.

В начале второго десятилетия встали новые проблемы в политической, социально-экономической и правовой системе Эстонии. Журнал Luup (Nr.8 (135), august, 2001) приводит высказывания эстонских академиков по наиболее острым проблемам. Анто Раускас: углубление этического кризиса (коррупция, отчуждение от народа, девальвация человеческих ценностей, остановка научно-технического прогресса из-за нехватки квалифицированной рабочей силы). Айн-Эльмар Каазик: безоговорочное признание молодёжной гедонической культуры. Хиллар Абен: социальное неравенство; коррупция; недооценка образования и науки. Олав Аарна: недопустимо глубокое социальное и региональное расслоение; преступность и наркомания. Эне Эргме: отчуждение государства от народа. Борис Тамм: несостоятельная система образования. Валдур Сакс: чрезмерная идеологизация на фоне дефицита концепций. Фактически во всех этих высказываниях говорится о проблемах экологии человека. Таким образом уже есть понимание, что спасать нужно самого человека от его активной деятельности или пассивной бездеятельности. Проблема социальной экологии человека особенно молодого человека очень актуальна для Ида-Вирумаа. Некогда высокоразвитый экономический регион превратился в регион «экономического, экологического и социального бедствия». «Шоковая терапия» последних лет обесценила рабочий труд, на котором было занято в основном неэстонское население. Безработица и бедственное экономическое положение региона затронули молодёжь, которая оказалось в положении «потерянного поколения». На основе данных социологических опросов учащейся молодёжи автором проведён факторный анализ социально-экономической среды Ида-Вирумаа, которая формирует социальную экологию человека. Установлены следующие тенденции.

1. Деградация промышленного сектора производства формирует негативное восприятие у молодёжи рыночной экономики. Если в 1999 году введение свободных рыночных отношений вне контроля государства положительно оценивали 42% респондентов ,то в 2003 году уже 24,4%, а в 2001 и 2002 годах соответственно всего 18 и 17 %.

2. Обострение межпартийных отношений приводит к втягиванию в политическую борьбу неэстонской молодёжи, которая по своей сути аполитична. По опросу 2003 года в случае ухудшения экономической ситуации только 6,6% молодёжи приняло бы в участие в акциях протеста и практически никто не вступил бы в политическую партию.

3. Доверие и харизматизм является одним из результатов феномена восприятия молодёжью телевидения. Поэтому в сфере культуры и идеологии– молодёжь находится под подавляющим влиянием российских каналов телевидения с далеко не лучшими образцами российской культуры. Увеличение сцен и эпизодов насилия, усиление их жестокости и реалистичности ведёт к дегуманизации и деморализации, к разрушению положительного образа русского человека и формирует привлекательный имидж «холодного обаяния преступника». На вопрос: « Какие эстонские каналы телевидения Вы смотрите?»,- только 44% респондентов дали свой ответ. Из них 34 % откровенно признались, что каналы эстонского телевидения совсем не смотрят или смотрят крайне редко. 13,6% респондентов отметили, что регулярно смотрят только «Актуальную камеру» на русском языке.

4. На вопрос: «Откуда Вы получаете информацию о жизни в Эстонии?» респонденты поставили на первое место радио, на второе- газеты. На третьем месте стоят друзья и знакомые, далее интернет-ресурсы , которые всё больше набирают популярность своей скандальностью. Республиканская печать и другие печатные издания существенно отстают по популярности электронным СМИ. Только 68% респондентов отметили, что читают газету не чаще одного раза в неделю, (исключение составляют кроссворды). На первом месте по популярности стоят региональные печатные издания. В целом следует отметить, что республиканские СМИ являются много функциональными и основной мотив обращения к масс-медиа является развлекательный, а не познавательный характер. Как правило, в них отсутствует функция нормативной регуляции, и , в результате, масс-медиа отстают от интеграционных процессов.

5. Резко проявляются социальные противоречия и изменяют взаимоотношения человека и государства. Среди респондентов в 2003 году 45,6% были граждане Эстонии, 34,8 % лица без гражданства и 16,8% граждане России. Из них только 22% отметили, что развитие Эстонии идёт в правильном направлении, хотя 67% считают своей Родиной Эстонию.

6. Наблюдается рост преступности с появление новых видов преступлений (торговля наркотиками, проституция, коррупция и т. п.) , а доверие к правоохранительным органам составляет всего 17 процентов.

Сложившуюся в Ида-Вирумаа социально-экономическую и экологическую среду, можно характеризовать как состояние кризиса. Важным аспектом характеристики общества в Ида-Вирумаа является кризис идентичности. Термин “кризис” употребляется в значении поворотной, критической точки развития личности. Слово “нормативный” указывает на жизненный цикл человека, который рассматривается как ряд последовательных стадий отношения личности с окружающим миром. Молодой человек должен ответить на вопросы: “Кто я ?” и “Каков мой дальнейший путь ?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. Преобразования, проводимые в эстонском обществе, выдвинули в Ида-Вирумаа на первый план проблемы взаимоотношений молодого человека-неэстонца и государства. В процессе социальных изменений, отчетливо проступает несоответствие личностных качеств человека новым социальным реальностям и возможностям. Новизна условий порождает состояние неадекватности, социальной некомпетентности. Накопление жизненного опыта молодёжи способствуют социальной адаптации, но поток инноваций нарастает и проблема некомпетентности снова обостряться. Тем более , что примеров нормативного поведения и поведения, ориентированного на «успех в эстонском обществе», у неэстонской молодёжи практически нет.

В ряде случаев молодому человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности. Главной опасностью, которой должен избежать молодой человек является «размывание» чувства своего “Я”, вследствие растерянности, сомнений в возможности выбора своего сценария поведения. Проанализируем это утверждение на примере русскоязычной молодёжи Ида-Вирумаа. Утверждение «Я — русский» предполагает, что «Я» и «русский» — тождественные понятие. Однако можно утверждать, что «такой же» связан только со сходством. Во всяком случае с утверждением русскоязычного населения в Ида-Вирумаа «В Эстонии я – русский» можно согласиться в большей степени , чем с утверждением « В России я – русский», так как ,переезжая через реку Нарова в Россию, мы все становимся «эстонцами». Сейчас всё чаще идентичность неэстонца выражается утверждением « В Эстонии Я - неэстонец». Возникает устойчивый синдром «Я - чужой». Поэтому наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм и неопределенность приводят к явлению аномии .В следствие неудачного процесса социализации личности возникает девиантное поведение и нарушение процессов идентификации человека. Такой человек легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", при котором культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи теряются, ослабевают или противоречат друг другу – возникает аномия. Что в настоящее время детерминирует девиантное поведение, социальную аномию, социальную экологию молодёжи? В целом, можно утверждать, что это изменения в социальных отношениях общества, которые получили своё отражение в понятии маргинализация. Следует отметить, что в нашем регионе с преобладанием неэстонского населения нет существенных межнациональных проблем, так как неэстонская молодёжь осознаёт себя в регионе большинством и формируют удобную коммуникативную среду, а эстонское население чувствует защищённость своих интересов от чужого влияния со стороны государства. Данные обследования показывают, что реализуется интеграционный вариант - сепарация, "тихое разделение"., который прогнозировал М. Хейдметс (The Integration of national communities in Ida-Virumaa in Estonian Society. Johvi 1997 , pp.95-103 ). Результатом этого состояния явилось замыкание в своей языковой среде, которое является вариантом сепарации. Данный вариант сепаратизма в Ида-Вирумаа протекает мягко, без особых конфликтов. Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на краю господствующих социокультурных норм , люди «другого общества». Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей- последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи. Молодые люди смиряются с ухудшением своего материального положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования . В 1999-2000 годах, только 13-17% молодёжи связывали своё будущее с Ида-Вирумаа. По данным 2003 года 28,9% остались бы в Ида-Вирумаа, такая же доля респондентов согласны были уехать в другой город Эстонии и 38,9% уехали бы за границу. Эта тенденция настораживает, так как происходит ухудшение качества рабочей силы на региональном рынке труда. Отток за границу молодёжи более образованной более подготовленной к образованию и к приобретению современных трудовых навыков становится реальностью. Получение эстонского гражданства эти молодые люди рассматривают не с точки зрения интеграции в эстонское общество, а с точки зрения интеграции в западноевропейское пространство. Поэтому мультикультурное образование в Эстонии , в том числе профессиональное образование, должно быть направлено на формирование у молодёжи европейской хозяйственной культуры. Однако человек, ведущий борьбу за выживание и конкурирующий с другими в этой борьбе, постепенно сосредотачивает всю свою энергию и усилия на удовлетворение только первичных материальных потребностей. На все другое у него не остается сил. Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения - свидетельство общего понижения уровня культуры людей. Примитивизация общества как бы оправдывает различные формы социальной патологии. Апатия, рождающая цинизм и эскапизм, получает все большее распространение. Конечно, маргинализация общества - это не единственный фактор усиления девиантного поведения. Но этот фактор становится доминирующим именно в нынешних условиях.

Экология молодого человека в современных условиях требует внедрения новых форм социальной регуляции, которые приведут и к новому социальному поведению. В свою очередь социальное поведение всегда регулируется некоторым набором норм, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. И в этом случае для социальной экологии на первое место выходит образование и духовное воспитание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий